Фрагмент для ознакомления
2
§1. Понятие и система телевизионных жанров
Понятие «жанр» (от фр. «род», «виды») используется во всех обла-стях творчества. Например, в художественной литературе есть роман, сти-хотворение, трагедия, в музыке - симфония, кантата, песня, в живописи - портрет, пейзаж, натюрморт... В каждой области существуют разные под-ходы к раскрытию понятия «жанр», но есть и общие черты, которые их объединяют. Она заключается в том, что содержание всех творческих про-дуктов взято из жизни, производители этих продуктов, преобразуя содер-жание в определенные формы, опираются на опыт веков, на сущность ис-пользуемых методов и учитывают уникальность каждой отрасли.
Жанр - одно из самых сложных понятий в искусстве, литературове-дении и исследованиях средств массовой информации.
Следовательно, у него нет общепринятого определения. Например, в общей теории жанров она оценивается как своеобразный вид искусства, исторически сложившийся вид творчества, единство структурных и компо-зиционных элементов, присущих только определенному жанру. Ни одно из этих определений нельзя опровергнуть, но не существует идеального, однозначного ответа на вопрос «что такое жанр». Уже в середине 1 века до н. Аристотель в своих работах «Поэтика» и «Риторика» установил раз-деление поэзии на жанры по способу представления действительности. Позже эту позицию Аристотеля поддержали представители реалистиче-ской литературы и публицистики (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) [12].
Свою идею они обосновали тем, что каждый автор по-своему имити-рует одно и то же явление жизни, один и тот же контент преподносится аудитории в разных формах (жанрах). Действительно, попытки дистанци-роваться от реальной жизни могут вывести эти области творчества из-под контроля. Современное направление абстракционизма в свое время не смогло найти место в искусстве живописи, потому что пыталось игнориро-вать реальность, по той же причине художественные и публицистические жанры, возникшие в советские годы (очерки, фельетоны, брошюры), сей-час находятся на грани исчезновения. Эти жанры были насыщены претен-циозными выражениями, придуманными средствами отбора, не имевшими под собой реальной основы.
Это послужило поводом для споров о том, к какой области творче-ства относится эссе (литература или журналистика). Автором идеи взять тему образа за основу для разделения литературных произведений на ти-пы (проза, поэзия и драма) является немецкий философ Г. Гегель. Его по-зиция была одобрена и поддержана В.Г. Белинским. Их принцип заклю-чался в том, что решающим фактором в прозе является изображение со-бытия, в поэзии - душевное состояние, а в драме - действие. В методах разделения, предложенных Аристотелем и Гегелем, нет противоречия, один из них (метод Гегеля) связан с разделением понятия на роды, а вто-рой (метод Аристотеля) – это роды на роды.
Правильная жанровая классификация встречается в живописи, где объект является единственным основанием для разделения жанра на видо-вые изображения: портрет изображает человека, пейзаж изображает при-роду, натюрморт изображает фрукты, пристань для яхт изображает море и т. д. Но такой основы в литературе нет, а потому возникает путаница и споры между экспертами не прекращаются.
Термин «жанр» пришел в журналистику из литературы и принес с собой ту же проблему. Было даже время, когда журналистика в целом счи-талась литературным жанром. Конечно, между литературным и журна-листским жанрами есть общие черты, но журналистские жанры также имеют специфические особенности.
Важнейшим из них является то, что в художественной литературе, хотя содержание произведения взято из жизни, все его составляющие – те-ма, сюжет, степень типизации, внешний вид, язык и даже имена персонажей - являются плодом фантазии писателя, художественной фантазии. В жур-налистике, помимо содержания (реальных фактов и событий), из реально-сти берется тема, и журналист, который просто облекает ее в определен-ную форму, предлагает ее аудитории.
С этой точки зрения журналистика ближе к живописи, чем к художе-ственной литературе. И в журналистике, и в живописи реальность занима-ет центральное место. Советская теория журналистики утверждала, что жанры журналистики формируются в результате синтеза четырех основ-ных элементов:
1) характер (оригинальность) отражаемого объекта (предмета, дея-тельности);
2) конкретная цель этой речи;
3) объем охвата действительности;
4) характер литературных и стилистических средств (способов отра-жения действительности).
Лучший вариант - определить основную характеристику, которая присутствует во всех этих 4 компонентах, и отделить ее от них. Конечно, ни одна из этих четырех характеристик не оказывает прямого влияния на содержание и форму публикации (передачи), но действует через отноше-ние журналиста к реальности и способ отражения. Вот почему В.Б. Дуб-ровин писал еще в 1971 году в одной из своих статей, что каждый жанр предполагает определенный способ отражения действительности и, что очень важно, определяет соотношение между фактом и выдумкой автора и фантазией автора [8].
Что касается жанров, используемых в международном вещании, то можно отметить, что 35 лет спустя профессор Ахмедли писал, что прояв-ление журналистского «я» в материале (степень вовлеченности автора в материал) является основным фактором разделения журналистских произ-ведений на жанры.
Жанр журналистики можно определить следующим образом: жанр - это относительно устойчивая композиционно-синтаксическая схема языка (композиционно-синтаксическая схема), реализующая определенное аб-страктное отношение к действительности, т.е. форму автора, способ отра-жения, способ отношения к действительности, объем, и создается за счет относительно устойчивого сочетания компонентов авторской речи, а также элементов авторской речи и чужой речи. Здесь за основу берется отноше-ние журналиста к действительности (форма автора), характер этого отно-шения, объем материала, объем сделанных автором выводов, соотношение авторской речи и иностранного языка. Учитывая все это, что жанр журна-листики - это продукт творчества, созданный на основе реальных фактов из повседневной жизни, с использованием определенных творческих мето-дов, с учетом информационных потребностей общества в данный момент и доступных каналов массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет).
Жанр представляется нам не как законченный продукт, а является обобщением свойств и характеристик, присущих конкретному произведе-нию. Операция обобщения напрямую связана с работой автора. При этом он должен учитывать три фактора - характер демонстрируемого объекта, вкус (потребность) аудитории и ее профессиональный уровень.
В советских медиа-исследованиях жанры журналистики традиционно делились на три группы: 1) информационные, 2) аналитические и 3) доку-ментально-художественные.
Основа этой отчасти продолжающейся традиции была заложена на кафедре теории и практики партийно-советской печати МГУ. На факульте-тах и кафедрах всех университетов СССР и социалистических стран эта классификация была принята безоговорочно и присутствовала во всей журналистской литературе. Некоторые ученые, которые в то время еще пытались выдвинуть альтернативную идею, сразу же подверглись резкой критике. Например, ведущие теоретики советского периода В.В. Шоль-шов, Е.П. Прохоров, М.С. Черепаха, проявили самобытную позицию в своем подходе к принципам группировки журналистских жанров. Инициа-тива М.С. Туртахова ограничиться только двумя группами жанров (ин-формационным и художественно-публицистическим) подверглась резкой критике со стороны заведующего указанной кафедрой профессора В.Д. Пельта [15].
Со временем все меняется. Идея «кросс-видовой формы», выдвину-тая мисс Черепахой еще в 1973 году, сегодня была возрождена в несколь-ко иной формулировке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедли Н.А. Проблема эффективности массовой информации в странах переходного режима / Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, Курск, 2009, № 2, с. 127-129.
2. Большая советская энциклопедия (второе издание), т.15, М.: БСЭ, 1952, 652 с. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. М., Высшая школа, 1978, 184 с.
3. Бычкова Е.Ю. Популярные телепрограммы для подростков: пробел на Российском телевидении // Журналистский ежегодник. 2015. C. 179-182.
4. Гаитбаева С. Аудитория шести крупнейших соцсетей в России в 2020 году: изучаем инсайты / С. Гаитбаева. ppc.world. 2020. URL: https://yandex.ru/turbo/ppc.world/s/articles/auditoriya-shestikrupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (дата обращения: 29.12.2023).
5. Горошко Е.И. «Чирикающий» жанр 2.0. Твиттер или что ново-го появилось в виртуальном жанроведении // Вестник Тверского государ-ственного университета. 2011. № 3. С. 11.
6. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Высш. школа, 1985, 272 с. Дубровин В.Б. Об эволюции газетных форм работы и жанров на радио (1922-1932 гг.) / Журналистика. Наука, образование, практика. Л.: ЛГУ, 1971, с. 114-133.
7. Журналистское расследование: история метода и современная методика. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003, 382 с.
8. Ильченко С.Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного простран-ства. М.: Изд. центр «Академия». 2012. 149 с.
9. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 (ОАО Техническая книга). 335 с.
10. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, КРСУ, 2001 / http://www.evartist.narod.ru/text1/09.htm Краткая литератур-ная энциклопедия, т. 2. М.: Сов. энцикл. 1964, 1056 с.
11. Круглова Л.А. Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа // Вестн. Моск. унта. сер. 10. Журналистика. 2012. № 3. С. 61-71.
12. Леонтьева Г. Мой любимый жанр //www.journalists.spb.рu publis / newspaper/2005/numb02/doc1958/
13. Мнение Пушного о новом Галилео 2020 [Отрывок из интервью SNAILKICK]. URL: https://youtu.be/P3uefOVNSX8 (дата обращения: 29.12.2023).
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983, 816 с.
15. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М.: МГУ, 1984, 48 с.
16. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. Размышления и раз-боры. М.: Сов. писатель, 1984, 360 с.
17. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики): Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Я.Н. За-сурского. 4-е изд. М.: Академический проект. 2017. 528 с.
18. Самарцев О.Р., Латенкова В.М., Онуприенко К.А. Специфика отражения пандемии covid-19 в новых медиаформатах // Журналист. Со-циальные коммуникации. М.: Журналист. 2020. № 3. С. 17-29.
19. Сатирические жанры // Жанры советской газеты. М.: Высш. школа, 1972, с. 340-385.
20. Силантьева О. 92 мультимедийных формата. Екатеринбург: Издательские решения, 2018. 120 с.
21. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989, 622 с.
22. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М.: Аспект Пресс, 2002, 288 с.
23. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002, 320 с.
24. Ученова В.В. У истоков публицистики. М.: МГУ, 1989, 211 с.
25. Хлызова А.А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиаусловиях / А.А. Хлызова // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 73-76.
26. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004, 382 с.
27. Цифровая обработка телевизионных и компьютерных изобра-жений / под ред. Ю.Б. Зубарева, В.П. Дворковича. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: HAT, 1997.-217 с.
28. Цифровое телевизионное вещание (основы, методы, системы) / Ю.Б. Зубарев, М.И. Кривошеев, И.Н. Красносельский - М.: НИИР, 2001.-568 с.
29. Черепахов М.С. Жанры публицистики и их особенности // Жанры советской газеты. М.: Высш. школа, 1972, с. 3-21.
30. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. М.: Мысль, 1973, 269 с.
31. Черепахов М.С. Публицистические жанры печати // Теория и практика советской периодической печати. М.: Высш. школа, 1980, с. 198-204.
32. Шадрина Т. Исследование: Больше всего телевизор смотрят россияне старше 54 лет / Т. Шадрина. rg.ru. 2019. URL: https://rg.ru/2019/03/01/issledovanie-bolshego-vsego-televizor-smotriatrossiiane-starshe-54-let.html (дата обращения: 29.12.2023).